Среди огромного выбора материалов для упаковки пищевых продуктов и напитков двумя наиболее популярными и функциональными являются пластик и стекло.
За последние несколько десятилетий пластик обогнал стекло как наиболее часто используемый материал для упаковки пищевых продуктов благодаря своей доступности и универсальности. Согласно отчету Форума по упаковке пищевых продуктов за 2021 год пластик доминирует на рынке материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, с долей в 37%, в то время как стекло заняло третье место с долей в 11%. Но как производителю решить, какой материал лучше всего подходит для упаковки его продукции? При выборе стекла или пластика в качестве упаковочного материала необходимо учитывать несколько факторов, наиболее важными из которых являются бюджет, тип продукта и предусмотренное применение.
Пластиковая упаковка
Пластик является наиболее распространенным материалом, используемым для упаковки большинства напитков и пищевых продуктов, особенно после внедрения новых полимерных смол, которые считаются безопасными. Весь пластик, используемый в производстве продуктов питания и напитков, должен соответствовать строгим требованиям, установленным Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA). К таким пластмассам относятся полиэтилентерефталат (PET), полипропилен (PP), полиэтилен высокой плотности (HDPE), полиэтилен низкой плотности (LDPE) и поликарбонат (PC).
Преимущества пластиковой упаковки:
- Гибкость дизайна
- Экономичность
- Легкий вес
- Более быстрое производство по сравнению со стеклом
- Более длительный срок эксплуатации благодаря высокой ударопрочности
- Штабелируемые контейнеры экономят место
Недостатки использования пластиковой упаковки:
- Низкая пригодность для вторичной переработки
- Главная причина загрязнения океана
- Производство с использованием невозобновляемой энергии
- Низкая температура плавления
- Поглощение запахов
Стеклянная упаковка
Стекло широко используется для упаковки пищевых продуктов и напитков. Это объясняется тем, что этот материал имеет непористую поверхность, предотвращающую попадание вредных химических веществ в пищу или напиток при нагревании. Несмотря на то, что пластик отлично подходит для хранения холодных напитков, по-прежнему существуют опасения по поводу рисков для здоровья из-за его пористой и проницаемой поверхности. Стекло уже много лет является стандартом в большинстве отраслей промышленности и не только в производстве продуктов питания и напитков. Фармацевтический и косметический секторы используют стекло для защиты и поддержания эффективности чувствительных кремов и лекарств.
Преимущества стеклянной упаковки:
- Непористая и непроницаемая поверхность
- Возможность мойки при высоких температурах
- Возможность повторного использования
- 100% пригодность для вторичной переработки
- Изготовление из натуральных продуктов
- Эстетичность
- Полная безопасность
- Химическая устойчивость
Недостатки использования стеклянной упаковки:
- Более высокая стоимость по сравнению с пластиком
- Более тяжелый вес
- Высокое энергопотребление
- Твердость и хрупкость
- Низкая ударопрочность
Вопрос о том, какой материал, стекло или пластик, предпочтительнее для упаковки пищевых продуктов и напитков, является постоянным источником споров. Каждый из них имеет свои преимущества. Стекло более экологично благодаря своей способности к неограниченной переработке и тому факту, что оно не выделяет вредных веществ. Однако пластиковая упаковка выигрывает по своей стоимости, весу и компактности. Пластиковая упаковка также предлагает больше вариантов дизайна. Решение в конечном счете зависит от предполагаемого использования продукта.